Телониус Монк (1920–1982) Родился в штате Северная Каролина. В 1940-м играл в гарлемском джаз-клубе «Milton's Playhouse», зарекомендовав себя первоклассным пианистом. В 1947-м выпустил первую запись. Композитор, создавший «Round About Midnight», «Blue Monk», «Epistrophy» и другие известные синглы. Обладал особым чувством ритма, рождавшим гармонию из дисгармонии. Создал свое, ни на что не похожее, обособленное пространство в мире джазовой музыки.
MONK - Огромная величина в джазе. Именно в современном джазе его влияние трудно переоценить. И как пианиста, и как композитора. Мое знакомство с ним происходило мягко говоря странно. У меня как раз до этого была полоса увлечения Артом Тейтумом. Долго разжевывал многодисковую коробку Art Tatum - Solo Masterworks (Pablo Records) Арт Тейтум считается одним из самых техничных пианистов в джазе. Поставив после него Телониуса Монка, про которого уже много слышал и читал, я откровенно ничего не понял. Первой мыслью было, "Блин, да он по моему играть не умеет" Какие то корявые аккорды, и даже не аккорды вовсе, а какие то намеки. Дело в том, что он мог просто вместо 4-5 нот аккорда взять 2-3, а остальные как бы додумывались. До этого ничего подобного в джазе не было. Постепенно въезжая в этот музон, я начал находить в этом кайф. Дальше обнаружил в его композициях красивые, и немного непривычные мелодии. Потом меня накрыло так, что на несколько лет он стал моим любимым джазовым пианистом. Монк написал много композиций, которые стали джазовыми стандартами. Один из самых известных, это Round About Midnight. Вот лучшие на мой взгляд исполнения этой композиции, другими музыкантами: Более традиционная в альбоме Miles Davis - Round About Midnight (Columbia-1957) с Колтрейном на саксе И несколько авангардная в альбоме George Russell - Ezz-thetics (Riverside-1961) с Долфи на саксе. Я слушаю джаз давно, и уже имею право на собственное мнение, но оно конечно может быть спорно. Всякие духовые Монку только мешают. Он самодостаточен.
Поэтому знакомство с ним я бы посоветовал с трио и соло альбомов. Трио Thelonious Monk Trio (1954) Thelonious Monk plays the Music of Duke Ellington (1955) The Unique Thelonious Monk (1955)
Solo Thelonious Himself (1957) Thelonious Alone in San Francisco (1959) Solo Monk (1964)
Quartet etc. Thelonious Monk at the Blackhawk (1960) Criss-Cross (1963) Monk. (1964)
Ну и немного лирики. Маленький рассказик о Монке, из книги Харуки Мураками "Джазовые портреты"
Было время, когда я фатально увлекался музыкой Телониуса Монка. Харизматичные звуки – словно кто-то под чудным углом рубил на куски глыбы твердого льда. Каждый раз слушая Монка за роялем, я думал: «Вот это настоящий джаз». Меня это даже как-то внутренне поддерживало.
Крепкий черный кофе, пепельница, полная окурков, огромные колонки «JBL», недочитанный роман (Жоржа Батая или Уильяма Фолкнера), первый осенний свитер, холодное одиночество большого города – все эти образы до сих пор ассоциируются у меня с Телониусом Монком. Замечательная картина, практически никак не связанная с реальностью и, тем не менее, твердо отпечатавшаяся в памяти как хорошо снятая фотография.
Музыка Телониуса Монка – тяжелая и мягкая одновременно, интеллектуально замкнутая и, не знаю почему, искренняя. Она действовала на меня очень убедительно. Представьте, что перед вами на столе вдруг ни с того ни с сего возникло нечто потрясающее, а потом вдруг так же внезапно исчезло. Монк – «человек-загадка». Близкое знакомство с его творчеством позволяет прикоснуться к одной из тайн. Бесспорно, и Майлз, и Колтрейн были выдающимися, гениальными музыкантами, однако никого из них никогда нельзя было назвать «загадкой» в буквальном смысле этого слова.
Честно говоря, сейчас я уже не вспомню, в какой момент музыка Монка потеряла для меня свой блеск, перестав быть «загадкой». Из его поздних вещей мне очень нравился альбом «Underground». Странное дело: что было до и после него, я уже не помню. По мере того как тускнел образ Монка, теряли таинственность и целостность связанные с ним образы. И наступили 70-е – пустая и бесславная пора.
«5 by Monk by 5» – альбом с «симметричным названием», я приобрел в магазине «Маруми Рекордз» недалеко от храма Ханадзоно в Синдзюку. То был экспортный вариант, стоивший по тем временам немалые деньги. А вообще сначала я собирался купить «престижевскую» пластинку Реда Гарланда, но владелец магазина отговорил меня: «Молодой, а слушаешь всякую муть. Лучше послушай вот это». Ничего не поделаешь – пришлось купить. Странный был мужик.
Впрочем, он не обманул. Сколько бы я ни слушал этот альбом, он мне не надоедал. В его звучании и словах таился неиссякаемый источник энергии. Пользуясь молодостью, я впитал его весь, до последней ноты. Помню, когда я бродил по улицам, в голове не переставал крутиться Монк. Впрочем, если бы я даже и захотел, мне бы вряд ли удалось описать словами великолепие музыки Монка.
Тогда мне казалось, что это одна из острых форм одиночества. Неплохая. Грустная, но неплохая. Кажется, что в те годы я только и делал, что собирал различные формы одиночества, прикуривая одну сигарету от другой.
----------------- Оторвать меня от музыки было бы более жестоко, чем поставить к стенке и расстрелять. (с) Sun Ra
|