Serggsa писал(а):
может все имеющиеся конденсаторы заменить на пленочные современные, к примеру Epcos?
Или качество звука при этом только ухудшится?
Качество звука при этом изменится. И не известно, в какую сторону. Теперь несколько слов о электролитах. Эти ребята являются источниками высокочастотных искажений звукового сигнала. Кроме того, внутренние потери конденсатора напрямую зависят от частоты приложенного сигнала. Чем частота сигнала выше, тем больше потери. Иными словами, электролитический конденсатор начинает себя вести как нелинейный резистор. Чтобы уменьшить нелинейные искажения в электролитических конденсаторах, параллельно им включают бумажный, или плёночный конденсатор. Потери в этих конденсаторах гораздо меньше, чем у электролитов, и нелинейные свойства тоже значительно ниже. В виду того, что нелинейные свойства у электролитов начинают возрастать с частоты около 2 - 3 кГц, ёмкость шунтирующих кондёров может быть меньше , чем у электролитов на 1 - 2 порядка.
Это про электролитические конденсаторы. Теперь несколько слов о плёнке, полипропилене, керамике и т.д. Вот, что о выборе конденсаторов пишет Александр Лайков в прошлом году :
" На входе усилителя применены керамические конденсаторы, и совсем не по соображениям малогабаритности. При желании их можно было разместить и вне платы. В интернете господствует волшебное слово «плёнка». Это миф, или реально на чём-то основано? Считаю своим долгом изложить свои аргументы. Насчёт плёнки возник спор со слухачами. (Вот в интернете пишут, и т.д.). Мало ли что там пишут. Прямо при них достаю из рабочего стола металлоплёночные, полиэтилентерефталатные, лавсановые, полипропиленовые, фторопластовые, керамические, и т.д. Полдня прослушек, и победила керамика, которая в отличие от других не вносила никаких оттенков звучания. На втором месте неполярный электролит, и совсем неожиданно МПТ96, которые применялись в старых телефонах в цепи звонка, затем знаменитая «Вима», выпаянная тут же из аппарата «Грюндиг». Удивил всех большой фторопластовый конденсатор, с которым вообще появлялась реверберация (эхо), а голос размазался, и стал реально похожим на голос знаменитого переводчика с видеокассет. Замечу, сравнивалась не «музыкальность», а точность различных звуков (металл, дерево, стекло, скрипка, и т.д.). Сигнал с ЦАПа «Накамичи» DAC101 на TDA1541A-S1. При распиливании всех конденсаторов оказалось, что чем мягче обкладки и изоляция, тем больше конденсатор вносил своих призвуков в фонограмму. «Вима» отличалась от других из тех же материалов только большей плотностью намотки и заливкой корпуса твёрдым компаундом, Philips - мягкостью изолятора (типа полиэтилен), и поэтому звучанием не отличились вообще, а в К73-37 можно было легко воткнуть иголку между витками, но при этом пленка пружинящая, и звук средний. В МПТ96 вследствие своей «простоты» оказались обкладки из какой-то жесткой фольги, плюс изоляция на 250В, что и дало качество звучания . Всё это свидетельствует в пользу керамики, и хорошо объясняется физическими процессами, когда под действием заряда пластины
конденсатора притягиваются и резонируют вследствие мягкости диэлектрика. МПТ96 отлично повели себя и в АС, и по звучанию сравнимы с неполярными электролитами, применяемыми в АС фирмы «Wharfedale». А на ВЧ головке в АС даже превзошли их и керамику потому, что рассчитаны на большее напряжение и ток. Для малогабаритной же керамики ток через ВЧ головку оказался запредельным, и она действительно начала щёлкать и давать искажения. Но крупногабаритной керамики большой ёмкости нет. Может это имеют в виду, когда пишут, что керамика обладает резонансами? Но ведь речь идёт о разделительном конденсаторе, где токи мизерные, а не об АС. Кто мерил, как мерил, на основании чего делал выводы, осталось тайной, затерявшейся в просторах интернета. Получается так, что фанаты, которые собственноручно изготавливают конденсаторы, правы? Ведь они не могут работать с микроскопической фольгой, наматывают конденсатор жесткой, вследствие чего он не даёт призвуков. Тем более, что это как правило фанаты ламповых усилителей, где напряжение на обкладках конденсатора в несколько раз выше, и резонансы ещё заметней. Керамика же бывает, недодаёт НЧ и создаёт щелчки, но только потому, что это брак, а не из-за керамики. Таких бывает, попадается 2 из 10. Т.е. то, что хорошо для фильтров, шунтирующих и сглаживающих конденсаторов, совершенно не подходит для разделительных и проходных, т. к. задачи при этом стоят совершенно разные. В радиопередатчиках плёнка не применяется даже в цепях питания, так как ВЧ свойства у неё строго говоря никакие. Предполагаю, что кто-то применил керамику, и когда на усилитель пошли ВЧ с крутыми фронтами, заметил рост искажений. Но грешить стал не на усилитель, а на конденсатор, придерживаясь самой короткой причинно-следственной связи. Замечено также, что плёнка сглаживает недостатки резкости звучания МР3, создавая более комфортное звучание. Спектр гармоник при этом естественно будет мягче. Может в этом причина её популярности? На высококачественной же фонограмме эффект от неё прямопротивоположный, - она этим искажает исходный звук. Всё зависит от способа измерений коэффициента гармоник. Если просто наблюдать анализатором спектра гармоники на выходе, и гадать по ним, как на кофейной гуще, то можно сделать прямо противоположные выводы. Если замерять компенсационным методом [1], (вычитанием входного сигнала из выходного), то это и будет истинный Кг. Есть такой советский осциллограф – С1-65А, с которым мне приходилось настраивать радиопередатчики, и которому вообще надо поставить памятник. Скорость его синхронизации такова, что на качественном усилителе каждый инструмент отображается отдельной синусоидой, хотя он однолучевой. На меандре с плёнкой он показывает выбросы и мерцающее «эхо» с задержкой 0,3…0,05 мс, из-за чего плёнка никогда не применяется в сигнальных цепях радиопередатчиков. В усилителе же резонансы плёнки находятся в звуковом диапазоне, что создаёт окрас звучания, а резонансы керамики гораздо выше. В звуковом диапазоне это создаёт фазовые искажения на ВЧ, которые больше всего снижают детальность и эффект присутствия. Но при этом создаётся некоторая мягкость и объёмность звука, что создаёт искусственный объём, и этим, наверное, и привлекает поклонников плёнки. Но это не есть истина. Истина где-то посредине. Свои доводы я изложил. Выводы каждый сделает сам."